1 сентября — День знаний
Наступает новый учебный год. В его преддверии уже много сказано об успешном поступательном развитии петербургского и ленинградского образования, что не может не радовать. Но насколько в этой системе защищены сегодня права педагога? Насколько уверенно может чувствовать себя учитель? Какова миссия профсоюза в этом процессе? Обо всем этом в канун Дня знаний «Площади Труда» рассказал председатель Межрегиональной организации Санкт-Петербурга и Ленинградской области Общероссийского Профсоюза образования Иван Кайнов.
— Иван Васильевич, только что прошли городской и областной педагогические советы. Все участники процесса определили свои задачи на наступающий учебный год. Каковы эти задачи у Профсоюза? Что сделано и что предстоит сделать для педагогов города и области в новом учебном году?
Нельзя сказать, что задачи, озвученные на педагогических советах в городе и области, особо отличаются от приоритетов в работе Профсоюза. Повышение качества образования, улучшение условий труда педагогов, расширение мер социальной поддержки, укрепление правового статуса работников системы образования – эти цели сформулированы руководством страны, и мы движемся к ним совместно с социальными партнёрами. Нужно отметить, что многие достижения, о которых говорили на педсоветах, стали, в том числе, результатом работы Межрегиональной организации Санкт-Петербурга и Ленинградской области Общероссийского Профсоюза образования. Например, долгожданная индексация выплаты, которую получают молодые специалисты Санкт-Петербурга. Наш Профсоюз последовательно и на всех уровнях заявляет о необходимости увеличения данной меры социальной поддержки, потому что она не индексировалась с 2017 года, и за это время, учитывая рост потребительских цен, доплату в полторы или две тысячи рублей (в зависимости от уровня образования молодого специалиста) уж точно нельзя было назвать мотивирующей.
В конце 2023 года мы обратились к губернатору Санкт-Петербурга с предложением проиндексировать данную выплату. Приятно отметить, что озвученные Александром Дмитриевичем Бегловым цифры даже превышают наши ожидания. Теперь мы ждём официального документа, который закрепит эту важную победу в интересах работников системы образования.
Поэтому в новом учебном году Профсоюзу и в Санкт-Петербурге, и в Ленинградской области предстоит внимательно следить за реализацией таких инициатив в образовательных организациях. А также продолжать переговорный процесс с социальными партнерами по другим предложениям, которые пока ещё не были реализованы. Нам есть над чем поработать в плане расширения мер социальной поддержки педагогов Ленобласти, молодых специалистов…
— Как сегодня складывается социальное партнерство с властью и руководителями образовательных организаций двух наших регионов? Насколько власть и работодатели сегодня слушают и слышат Профсоюз?
Мы системно работаем с профильными комитетами города и области, комитетами по труду и занятости населения, законодательными собраниями. Есть понимание, что несмотря на некоторую разницу в подходах, наших позициях, конечная цель у нас все-таки одна – развитие системы образования, прежде всего, для педагогов.
Наглядным доказательством нашей совместной работы служит и уже упомянутые нами педагогические советы, в которых активное участие приняли председатели наших территориальных организаций. Отмечу, что в областном августовском педсовете мы выступили в роли соорганизаторов. В рамках одной из секций в Иоанновском равелине Петропавловской крепости по приглашению Профсоюза выступил с мастер-классом наш большой друг – Алихан Динаев, победитель Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Учитель года – 2018», Народный учитель Чеченской Республики, член Профсоюза.
Высокий уровень социального партнёрства проявляется ещё и в реализации профсоюзных инициатив. В прошлом учебном году мы неоднократно обращались к нашим социальным партнёрам с различными предложениями по улучшению социально-экономического положения работников системы образования, о каждом из них мы подробно писали на информационных ресурсах Межрегиональной организации Санкт-Петербурга и Ленинградской области Общероссийского Профсоюза образования. Теперь же часть этих инициатив, на наш взгляд, очень оперативно была реализована, например, доплаты за классное руководство, помощникам воспитателей. Хотя, конечно же, нам остается над чем работать.
Наверное, именно из этих фактов можно сделать вывод, как слышат сегодня социальные партнёры Профсоюз и общественность.
— Насколько сегодня учитель защищен с точки зрения своих трудовых прав? Что еще нужно сделать для укрепления его защиты?
Есть распространенное мнение, что учитель беззащитен. Эта позиция довольно выгодна некоторым представителям СМИ, публикующим о педагогах скандальные материалы, интернет-общественности, которая порой любит заниматься виртуальным преследованием, травлей работников системы образования. Это заблуждение, можно сказать, навязывается педагогам, чтобы они даже не пытались защищаться от информационных атак. Но, повторюсь, это заблуждение. Большинство из наших коллег даже не знает, насколько они защищены. И это очень важная задача Профсоюза – заниматься правовым просвещением педагогов. Для этого мы выпускаем полезные пособия, проводим обучение, консультации, каждый член Профсоюза может задать вопрос юристу на нашем официальном сайте, в социальных сетях и при встрече, отдельно хочется остановиться именно на пособиях. Недавно наши коллеги из Общероссийского Профсоюза образования подготовили новый выпуск из серии «Правовой навигатор». В этот раз в нем доступно и наглядно в виде инфографики говорится о защите прав педагогов: внесудебной и даже судебной. Юристы профсоюза описали, в какие органы и по какому поводу можно обратиться, кто придет на помощь педагогу в той или иной ситуации.
Поэтому мы уверены, что нужно не только защитить педагога «на бумаге», но и научить его пользоваться своими правами. В этом контексте, профсоюзная риторика звучит особенно выгодно, потому что мы, пожалуй, единственная организация, которая говорит работникам системы образования, что у них есть не только обязанности.
Основным вызовом, проблемным полем для учителей и воспитателей остается взаимодействие с родителями учащихся, противодействие незаконной фото- и видеосъемке и публикации материалов. В этом направлении у нас также накоплен колоссальный опыт, в том числе, судебный, поэтому мы продолжаем обучать наших профсоюзных лидеров, прежде всего, председателей первичных профсоюзных организаций, чтобы они становились экспертами в своих образовательных учреждениях по данным вопросам. С этой же целью мы активно расширяем и обучаем наш пул внештатных правовых инспекторов.
— Насколько сами педагоги понимают задачи и цели профсоюзного движения? Что делаете для укрепления профсоюзных позиций? Как и насколько успешно несете профсоюзные идеи в педагогическую среду?
Чтобы педагоги понимали цели и задачи профсоюзного движения, прежде всего, с ними нужно говорить об этих самых целях, задачах. Мы должны использовать все каналы информирования, чтобы профсоюзная позиция звучала в средствах массовой информации, социальных сетях. И это, кстати, вызов для части профсоюзных лидеров. Нам нужно не бояться выступать в СМИ, вступать в полемику, комментировать информационные поводы, налаживать системное взаимодействие. Важно продолжить активность в социальных сетях – привлекать новых подписчиков, делать качественные публикации, писать просто о сложном, иногда отказываться от нашей повседневной терминологии в пользу чистого, современного русского языка. Только тогда мы сможем говорить о всеобщем понимании профсоюзной идеологии.
— Какова сегодня миссия Профсоюза в педагогическом сообществе? Каким в будущем видится вам профсоюзное движение в отрасли?
Миссия профсоюза остается неизменной – защита интересов и прав его членов, однако мы понимаем эту задачу максимально широко, поэтому занимаемся не только правозащитной деятельностью, но и выступаем в качестве инструмента профессионального и личностного роста. У нас есть несколько позиций, которые мы последовательно отражаем в своей работе: педагог – успешный человек, творческая личность и представитель культуры. Нам очень хочется, чтобы в Санкт-Петербурге и Ленинградской области Профсоюз и дальше оставался одним из фундаментов профессионального сообщества.
Пользуясь возможностью, ещё раз обращусь к нашим коллегам с поздравлениями с новым учебным годом. Очень важно начать этот «путь» с позитивным настроем и добрыми надеждами, а для решения сложных и проблемных вопросов мы всегда стараемся быть рядом.
источник: https://vk.com/spbprofru